ПРАВИЛЬНО ЛИ ГОВОРИТ ВАШ РЕБЁНОК.

ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ, БАБУШКИ И ДЕДУШКИ!

Мы все несём ответственность за судьбу наших детей, и каждый из нас стремится к тому, чтобы они выросли здоровыми, гармонично развитыми и добились успеха в жизни. Самые незначительные недостатки в развитии речи малыша могут сказаться на дальнейшей жизни ребенка,когда вырастет, а так же и на  его карьере.

Так, когда же начинается развитие детской речи? Для родителей – в тот незабываемый день, когда малыш произнесёт первые слова: мама, папа, дай, на. А на самом деле – гораздо раньше: этому дню предшествуют недели, месяцы, в течение которых ребёнок учится отличать одни речевые звуки от других, близких по звучанию, а его губы, язык приобретают гибкость и подвижность, необходимые для правильного произношения звуков и слов.Вначале это гуление, затем появляется лепет и далее-слова.

Молчавший до этого малыш вдруг заговорил, да так, что остановить невозможно. Такая внезапность в овладении речью связана с тем, что дети в год - полтора  делают своего рода открытие: каждая вещь имеет своё название, которое можно узнать от взрослого в процессе взаимодействия с ним.

В общении с окружающими малыш, на первоначальных этапах речевого развития, подражает всем звукам и словам, которые произносит взрослый. Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить так же, как и взрослые. Но если бы малыш говорил только по подражанию, он никогда бы не смог в полной мере пользоваться речью в различных ситуациях. В овладении речью важна языковая способность ребенка.  Точное воспроизведение звука возможно лишь в том случае, если произносительные органы ребёнка (прежде всего артикуляционный аппарат) в состоянии принять соответствующее положение, имеют достаточную подвижность мышц, принимающих участие в образовании звука. Для произнесения одних звуков требуется простая артикуляция, для произнесения других – более сложная. Поэтому малыш вначале усваивает те звуки, которые легки для произношения, а более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее. В оформлении звучащей речи принимают участие и голосовой аппарат, и органы дыхания.

емаловажным фактором есть и состояние органов слуха, благодаря которым ребёнок может воспринимать чужую речь, контролировать свою.
Усвоение правильного произношения происходит на протяжении довольно длительного времени(от рождения до 5 лет), причём не у всех детей одновременно. Одни дети начинают произносить все звуки  достаточно рано (к 3 годам), другие осваивают их несколько позже (к 5-6 годам).

Развитие речи имеет два основных направления: пассивное владение словом (т.е. понимание речи) и активное ( сама речь ребёнка  ). Обычно пассивная опережает активную. Уже в 10-12 месяцев дети понимают название многих предметов и действий. Всем известна знаменитая игра « Сорока  - ворона» или « Коза рогатая». «Всё понимает, удивляются родители, - а сказать не может» Действительно, до определённого момента число понимаемых слов значительно превосходит количество активно произносимых.  Однако у некоторых детей этот период  сильно затягивается. Ребёнок может вплоть до 2 лет, хорошо понимать всё, что ему говорят взрослые, не произносить ни одного слова. У таких детей, обычно,  переход к активной речи происходит резко и неожиданно. Достаточно богатый запас понимаемых слов становится активным словарём ребёнка.

Итак, ребенок овладевает речью. Почему же некоторым детям бывает так трудно заговорить.

Многие нарушения речи обусловлены серьёзными патологическими факторами, как врожденными, так и приобретёнными, но особое внимание хотелось уделить тем негативным составляющим, которые родители сами провоцируют и которые способны, и обязаны преодолеть, что бы помочь своему ребёнку.

Первой и главной причиной отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. В последнее время многие родители, ввиду своей занятости и усталости, уделяют мало времени  общению со своими детьми. Общение заменяется просмотром телевизора. Даже маленькие дети 3-5 лет смотрят телевизор в среднем 1-2 часа в день.

Вторая причина, как не странно, наоборот, избыточное понимание близких и взрослых. Взрослые, осознавая значение автономной речи ребёнка, не стимулируют у него обращение к нормальной речи, хорошо понимают, что хочет сказать ребёнок и удовлетворяются его «детскими словами» типа «нюка», « бу-бу», «ням-ням». Если малыш до 3-4 лет остаётся на стадии говорения исключительно «детских слов», то впоследствии в его речи возможны различные нарушения, связанные с неполным овладением звуками родного языка. В школьном возрасте это грозит возникновением дисграфии.

Третья причина так называемое « сюсюканье ». Родители довольно часто, в порыве нежных чувств, подражают малышу, нарочно искажая свою речь. Эти искажения могут нанести урон многим компонентам речевой системы ребёнка. Ребёнок быстро усваивает тот факт, что родителям нравится такое общение  и не торопится исправлять что-то в своей речи.

Четвёртая причина- нежелание родителей работать над собственной речью. Дети подражают своим родителям. Вредоносным фактором является быстрая и неразборчивая речь взрослого. Срабатывает механизм подражания, и дети неосознанно перенимают некую неряшливость в общении. У ребёнка возникают трудности в усвоении звуко-слоговой структуры слов. Если ребёнок не может разобрать услышанное, то и воспроизвести полноценно тоже не сможет.
Подведя итог, можно выделить несколько основных правил, которые помогут ребёнку  в преодолении речевых дефектов и полноценном становлении речи:

  1. Правильная, грамотная выразительная речь взрослых.
  2. Проговаривание действий, называние предметов при общении с детьми раннего возраста.
  3. Четкое проговаривание неправильно сказанных ребёнком слов, акцентировать внимание на правильном образе слова.
  4. Создание благоприятного климата в семье
  5. Своевременное обращение за консультацией к специалисту приотклонении в развитие речи ребёнка.

Когда же нужно обратиться к логопеду?

  • Если ребёнок в младенчестве не гулит и не лепечет ( не издаёт звуки типа « аккх, агы », не повторяет  сам за собой слоги « бу-бу-бу, ма-ма-ма»).
  • Если ребёнок в 1,5-2,5 года практически не имеет нормальных понятных слов « мама», «папа».
  • Если ребёнок в 1,5=3 года не говорит, а общается жестами и «мычанием»- перестрахуйтесь, исключите алалию.
  • Если ребёнок в 4-4,5 года не выговаривает большинство звуков или смягчает все звуки: « Кися», «лямпотька»- это не «баловство», а серьёзное нарушение.
  • Если ребёнок картавит, гнусавит, шепелявит, т.е искажает звуки-обратитесь к логопеду в любом возрасте, искажение  звуков-это всегда речевое нарушение и самостоятельно оно не исправится.
  • Если у ребёнка после травмы ( падение, ушиб)начались проблемы с письмом, пропуски букв, слогов-проверьтесь у логопеда и невролога, т.к. это симптомы серьёзной ЧМТ и афазия.

Чем раньше, уважаемые родители, бабушки и дедушки начать лечение, тем меньше  проблем будет в будущем.

Детский медицинский центр 'Настена' © 2012 - 2018.
г. Херсон, ул. Михайловская (Петренко) 30
+38 95 576 90 65.
Designed By GLORY